ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
БУЛЛИНГ ИЛИ ТРАВЛЯ - от англ. bullying – запугивание. Это физический и/или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении подростка – жертвы.
Однако ситуация не считается БУЛЛИНГОМ, когда двое учащихся, у которых есть похожие сильные стороны, дерутся или спорят друг с другом (речь идет о конфликте).
КАК ДОГАДАТЬСЯ, ЧТО ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ – ЖЕРТВА БУЛЛИНГА?
Сигналы, на которые следует обратить внимание:
- Ваш ребенок не приводит домой̆ кого-либо из однокурсников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве (но ранее его друзья были вхожи в ваш дом).
- Не имеет близких приятелей̆, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону).
- Одногруппники не приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, по причине того, что боится, что никто не придёт.
- По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти на занятия;
- Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.
- У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить на занятия или покончит жизнь самоубийством.
- В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
- Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
- Появляются запросы на дополнительные деньги, выпрашивает их или тайно берет, внятно не объясняя причину своего проступка (особую тревогу стоит проявлять в том случае, когда исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения – деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей̆, покупку алкоголя, наркотиков).
- Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, рюкзак находятся в неприглядном виде.
- Отдает предпочтение взрослой компании, не общается со сверстниками.
- Отказывается разговаривать на «неудобные темы».
ЧТО ДЕЛАТЬ:
- Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать ему понять, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей.
- Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта.
- Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации.
- Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом.
- Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва.
ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМИ ДЕЙСТВИЯМИ НЕОБХОДИМО:
- Как можно скорее сообщить о проблеме куратору и специалистам социально-педагогической службы. Вы, как родитель, можете попросить организовать встречу совместно с директором или заместителем директора, заведующей отделением для системного подхода к преодолению буллинга благодаря сотрудничеству «родитель-учитель-администрация».
- Совместно с педагогами должны быть приняты следующие действия:
- отличить буллинг от других форм насилия и агрессии;
- обозначить травлю не как индивидуальную проблему, а КАК ПРОБЛЕМУ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА (ГРУППЫ).
- ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ПЕДАГОГУ - ПСИХОЛОГУ. Иногда ситуация травли оказывается морально и эмоционально сложной не только для ребенка, но и для родителя, поэтому не стоит пренебрегать помощью специалиста.
- Если травля НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ, при посредничестве педагогов (НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО) нужно связаться с родителями обидчика и поговорить с ними, в присутствии педагога, педагога-психолога и администрации школы.
- Интересуйтесь имениями ситуации в колледже у КУРАТОРА не реже раза в неделю.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ:
- Обещать ребенку хранить в секрете, что его травят. Первая и главная задача взрослых — признать проблему и сообщить о ней куратору, педагогу-психологу и директору.
- КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя замалчивать факты буллинга, только ПРИДАВ ПРОБЛЕМЕ ГЛАСНОСТЬ, вы сможете ее разрешить. Индивидуальной работы и разговоров с ребенком тут недостаточно, более того, такое невмешательство родителей ребенок может воспринять как отсутствие с вашей стороны любви, заботы.
- Не советуйте ребенку отвечать на агрессию агрессией. Очень часто родители рекомендуют ребенку, который подвергается травле, «дать сдачу», «уметь за себя постоять». Многие буллеры не являются физическими слабыми и не всегда отступают. Следовательно, ждут сопротивление жертвы, но конечным результатом может быть особенно тяжелое физическое избиение, продолжение и ухудшение ситуации с издевательствами.
- Родителю важно понимать разницу между единичной школьной дракой и регулярной систематической травлей.
- Напрямую выяснять отношения с одногруппниками, ребенком-булли (агрессор), а также, его родителями. Такими действиями вы можете подвергнуть ребенка большей опасности. К тому же, каждый родитель не всегда сразу признает вину своего ребенка, а наоборот будет защищать его и говорить, что он так поступить не мог.
- Не стремитесь делать скоропостижные выводы. На данном этапе ваша задача заключается в получении объективной картины происходящего для скорейшего выхода из ситуации.
- Не давайте советов администрации учреждения образования, как поступить с одногруппниками-агрессорами — внимательно наблюдайте за действиями администрации и педагогического коллектива.
- Чужие дети — не зона вашей ответственности. Выслушайте предложения педагогического коллектива, задайте уточняющие вопросы, примите к сведению действия, которые нужно совершить вам и вашему ребенку и делайте то, что зависит от вас. Постарайтесь довериться куратору, педагогу-психологу и администрации. При выстраивании конструктивного диалога работа над проблемой может вестись комплексно и, следовательно, более эффективно.
ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ И НАСКОЛЬКО ОНА РЕАЛИЗОВАНА В НАСТОЯЩЕМ МОМЕНТЕ, НАСТОЛЬКО И ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЯБЯ БЛАГОПОЛУЧНО!!!