ОСТОРОЖНО БУЛЛИНГ!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

БУЛЛИНГ ИЛИ ТРАВЛЯ - от англ. bullying – запугивание. Это физический и/или психологический террор, агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении подростка – жертвы.

Однако ситуация не считается БУЛЛИНГОМ, когда двое учащихся, у которых есть похожие сильные стороны, дерутся или спорят друг с другом (речь идет о конфликте).

КАК ДОГАДАТЬСЯ, ЧТО ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ – ЖЕРТВА БУЛЛИНГА?

Сигналы, на которые следует обратить внимание:

  • Ваш ребенок  не приводит домой̆ кого-либо из однокурсников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве (но ранее его друзья были вхожи в ваш дом).
  • Не имеет близких приятелей̆, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону).
  • Одногруппники не приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, по причине того,  что боится, что никто не придёт.
  • По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти на занятия;
  • Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.
  • У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить на занятия или покончит жизнь самоубийством.
  • В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
  • Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
  • Появляются запросы на дополнительные деньги, выпрашивает их или тайно берет, внятно не объясняя причину своего проступка (особую тревогу стоит проявлять в том случае, когда исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения – деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей̆, покупку алкоголя, наркотиков).
  • Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, рюкзак  находятся в неприглядном виде.
  • Отдает предпочтение взрослой компании, не общается со сверстниками.
  • Отказывается разговаривать на «неудобные темы».

ЧТО ДЕЛАТЬ:

  1. Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать ему понять, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей.
  2. Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта.
  3. Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации.
  4. Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом.
  5. Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва.

 

ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМИ ДЕЙСТВИЯМИ НЕОБХОДИМО:

  1. Как можно скорее сообщить о проблеме куратору и специалистам социально-педагогической службы.  Вы, как родитель, можете попросить организовать встречу совместно с директором или заместителем директора, заведующей отделением  для системного подхода к преодолению буллинга благодаря сотрудничеству «родитель-учитель-администрация».
  2. Совместно с педагогами  должны быть приняты следующие действия:

- отличить буллинг от других форм насилия и агрессии;

- обозначить травлю не как индивидуальную проблему, а КАК ПРОБЛЕМУ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА (ГРУППЫ).

  1. ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ПЕДАГОГУ - ПСИХОЛОГУ. Иногда ситуация травли оказывается морально и эмоционально сложной не только для ребенка, но и для родителя, поэтому не стоит пренебрегать помощью специалиста.
  2. Если травля    НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ, при посредничестве педагогов (НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО) нужно связаться с родителями обидчика и поговорить с ними, в присутствии педагога, педагога-психолога и администрации школы.
  3. Интересуйтесь имениями ситуации в колледже у КУРАТОРА  не реже раза в неделю.

 

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СТОИТ:

  • Обещать ребенку хранить в секрете, что его травят. Первая и главная задача взрослых — признать проблему и сообщить о ней куратору, педагогу-психологу и  директору.
  •  КАТЕГОРИЧЕСКИ  нельзя замалчивать факты буллинга, только ПРИДАВ ПРОБЛЕМЕ ГЛАСНОСТЬ, вы сможете ее разрешить. Индивидуальной работы и разговоров с ребенком тут недостаточно, более того, такое невмешательство родителей ребенок может воспринять как отсутствие с вашей стороны любви, заботы.
  • Не советуйте ребенку отвечать на агрессию агрессией. Очень часто родители рекомендуют ребенку, который подвергается травле, «дать сдачу», «уметь за себя постоять». Многие буллеры не являются физическими слабыми и не всегда отступают. Следовательно, ждут сопротивление жертвы, но конечным результатом может быть особенно тяжелое физическое избиение, продолжение и ухудшение ситуации с издевательствами.
  • Родителю важно понимать разницу между единичной школьной дракой и регулярной систематической травлей.
  • Напрямую выяснять отношения с одногруппниками, ребенком-булли (агрессор), а также, его родителями. Такими действиями вы можете подвергнуть ребенка большей опасности. К тому же, каждый родитель не всегда сразу признает вину своего ребенка, а наоборот будет защищать его и говорить, что он так поступить не мог.
  • Не стремитесь делать скоропостижные выводы. На данном этапе ваша задача заключается в получении объективной картины происходящего для скорейшего выхода из ситуации.
  • Не давайте советов администрации учреждения образования, как поступить с одногруппниками-агрессорами — внимательно наблюдайте за действиями администрации и педагогического коллектива.
  • Чужие дети — не зона вашей ответственности. Выслушайте предложения педагогического коллектива, задайте уточняющие вопросы, примите к сведению действия, которые нужно совершить вам и вашему ребенку и делайте то, что зависит от вас. Постарайтесь довериться куратору, педагогу-психологу и администрации. При выстраивании конструктивного диалога работа над проблемой может вестись комплексно и, следовательно, более эффективно.

 

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ И НАСКОЛЬКО ОНА РЕАЛИЗОВАНА В НАСТОЯЩЕМ МОМЕНТЕ, НАСТОЛЬКО И ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЯБЯ БЛАГОПОЛУЧНО!!!

Сайт президента РБМО РБ РИПО ГрГУ Детям об армии Детский правовой сайт Детский правовой сайт

Республика Беларусь, г. Гродно, 230015, ул. М. Горького, 84
Телефон: +375 (152) 39-84-43, факс: +375 (152) 39-84-28
E-mail: tk@grsu.by