Зависимое поведение представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния через прием некоторых веществ (алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (азартные, компьютерные игры), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Другими словами, никто и ничто не приносит такого удовольствия и радости, как «объект», от которого зависишь, к нему постоянно стремишься, оправдывая это стремление чем угодно. Если по какой-то причине не удается изменить свое психическое состояние посредством объекта, от которого зависишь – начинается «ломка» – болезненное психическое и физическое переживание, облегчить которое может только объект зависимости.
Для зависимого человека, с одной стороны, характерна низкая переносимость напряжения и стрессовых ситуаций (и как только возникает стрессовая ситуация, возникает желание прибегнуть к объекту зависимости, чтобы успокоиться), с другой стороны, зависимый человек может сутками выносить любое напряжение и стресс, если они необходимы для реализации зависимого поведения.
Зависимость обеспечивает мнимую безопасность и эмоциональный комфорт, поэтому используется человеком в качестве иллюзорного способа решения конфликтов, с которыми ему приходится сталкиваться в реальной жизни. Зависимая личность предпочитает избегание проблем, как главный способ их преодоления, по принципу «с глаз долой – из сердца вон».
Как человек попадает в рабство зависимости?
- Начало формирования зависимых форм поведения происходит всегда на эмоциональном уровне. «Исходная точка» – переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в игре и др.) и фиксация в сознании этой связи. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние.
-
Следующий этап зависимого поведения характеризуется формированием последовательности прибегания к объекту зависимости. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения. («Каждую пятницу расслабляюсь алкоголем», «Вечер – за компьютер!»)
-
На третьем этапе прибегание к зависимым формам поведения становится «стереотипным, привычным типом реагирования. Человек становится невосприимчивым к критике, поверхностным в оценках и суждениях (оцениваются внешние признаки состояний окружающих, а не их внутреннюю суть). Акцент общения смещается с самого процесса на результат: отстоять своё право на зависимое поведение, либо получить то, что нужно для «обслуживания» зависимости. Желание искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое–либо значение.
-
Четвертый этап – полная доминация зависимого поведения. Происходит полное погружение в зависимость, отчуждение и изоляция от общества. Человек приходит к тому, что уже не может существовать без своего пристрастия, оно заменяет ему всё – друзей, реальные эмоции, становится центром его существования. Пристрастие поглощает личность целиком, занимает все мысли, время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что зависимый уже не может адаптироваться к жизни и заниматься чем-то другим, получать удовольствие каким-либо иным способом. Мир реальной жизни оказывается закрытым. Зависимость на данном этапе уже не приносит прежнего удовлетворения, но без нее еще хуже.
-
Пятый этап носит характер катастрофы. Зависимое поведение разрушает и психику, и биологические процессы. Очень тяжелые последствия развиваются у лиц с наркотической зависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения.
Зависимости разделяют на два основных вида:
Химические. Потребность в объекте зависимости выражается физиологическими реакциями. Сюда относятся: наркомания, алкоголизм, токсикомания.
Нехимические (психологические, субстанционные) аддикции. Потребность в объекте выражается в крайнем психологическом дискомфорте. Количество психологических зависимостей растет. (компьютерные зависимости, игорные зависимости, эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости), трудо- или работоголизм, пищевые зависимости и тд.)
Социально приемлемые формы аддикции: духовные практики, медитации, влюбленность, творчество, трудоголизм, интернет – зависимость, шопоголизм, экстремальный спорт, переедание.
Социально опасные: токсикомания, наркозависимость, клептомания и др.
Таким образом, объектом зависимости может быть что угодно, но отличие зависимости от увлечений и хобби – разрушительное воздействие на личность.
Критерии зависимости:
-
игнорирование значимых ранее событий и действий, как результат зависимого поведения;
-
распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения;
-
враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей, скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение;
-
чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости;
-
безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.
Как стать свободным?
Практически от любой формы зависимости избавиться сложно… На сегодняшний день не существует одного определенного гарантированного способа избавления от зависимости. Нет волшебных таблеток и методов. Но все согласны с тем, что проблема не в объекте зависимости (наркотики, алкоголь, игры), а в самом человеке, попадающем в рабство зависимости.
Если хочешь быть свободным, начинай с самого главного – задай себе вопрос: «Почему хочется уйти от реальности?» и постарайся ответить на него как можно честнее, по крайней мере, самому себе. В этом ответе и будет не только причина попадания в рабство, но и ключ к свободе.
Как это ни парадоксально, но свободным тяжело стать в одиночку, заручись поддержкой близких, обратись к специалистам.
Любую эмоцию лучше выплеснуть или «отреагировать», иначе она станет миной замедленного действия, заложенной под фундамент вашего здоровья.
С точки зрения здоровья маловажно, какие именно эмоции вы пытаетесь подавить – положительные или отрицательные. Радость, которой не с кем поделиться, порой оказывает не менее разрушительный эффект, чем невысказанное горе. Рано или поздно лавина не нашедших выхода эмоций может вызвать соматизацию – превращение эмоциональных симптомов в болезненные физические. Что может проявляться в бессоннице, хронической усталости, нарушениях памяти, тиках, страхах, неврозах навязчивых действий, мигрени, бесконечных простудах, непонятном дискомфорте, когда каждый день болит в новом месте. Для того, что бы это предупредить и избавиться от этого (в случаи, если эти симптомы уже проявляются) необходимо воспользоваться эмоциональной разрядкой.
Основных эмоций (чистых) 6: гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, радость. Как они проявляются в зависимости от силы и как вернуть их к норме?
ОБИДА. ВЕРНУТЬ К НОРМЕ:
Представьте груз обид действительно грузом. Вот он лежит на Вашей душе, разрастается, уже просто физически мешает, давит. Выбрасывайте скорее! По частям или сразу. Такая материализация очень помогает с застрявшими эмоциями. Можно прибегнуть к технике двух стульев: сначала Вы говорите за себя, потом за своего обидчика. Так легче прояснить мотивы поступков, понять суть.
ОТВРАЩЕНИЕ.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: Приём «стеклянной стены» поможет справиться с приступом отвращения. Как только увидите, услышите, почувствуете что-то, что вызывает такие эмоции, мысленно постройте между собой и объектом отвращения стену, что снизит эффект присутствия.
СТЫД.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: признайтесь в слух, что вам стыдно, и разберитесь с собой: «да все уже давно забыли, только ты не угомонишься», «сколько можно, надоело!». Рационализируйте свои опасения. Например, посчитайте, сколько раз другие люди поступали так же. Не можете? Правильно: мы держим в памяти только то, что связано с нами. Точно так же и ваш поступок уже никто не помнит.
УДИВЛЕНИЕ.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: метод «клин клином». Заранее запрограммируйте себя на какое-либо действие: ущипнуть себя или стукнуть по руке, что-то громко сказать, когда чувствуете, что «просто в шоке». Это позволит вернуться к реальности. Помогает и метод самоуспокоения: «так, спокойно, возьми себя в руки и во всем разберись».
ИНТЕРЕС.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: сознательно портите эту субъективно приятную эмоцию трезвыми мыслями. При наличии хорошего мужа возник интерес на стороне? Посмотрите фильмы на эту тему, припомните истории из жизни. Хэппи-энды бывают далеко не во всех вариантах развития событий.
ГНЕВ.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: Отреагировать на гнев нужно, но в социально приемлемой форме. Выпускаются даже подушки для битья. Прекрасно помогают развлечения: фильмы, книги, прогулки, любые игры – они отвлекают от дум, которые способствуют повышению гнева. А вот за едой и шопингом ничто не мешает прокручивать в голове агрессивные мысли.
РАДОСТЬ.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ: как можно скорее расскажите о своей радости хоть кому-нибудь. А потом начинайте ходить. Широкими шагами, размахивая руками, минут 20. Или потянитесь, попрыгайте, помашите руками.
ГРУСТЬ.
ВЕРНУТЬ К НОРМЕ:
Плакать. Иного ещё не придумали. Со слезами из организма выходят гормоны стресса, образующиеся при перенапряжении.
Будьте хозяином своего эмоционального состояния – будьте здоровы!
ГУЗ «Городская поликлиника №1 г.Гродно»
КАК ВЛИТЬСЯ В НОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ
Первого сентября вы впервые встречаете людей, с которыми будете учиться на протяжении нескольких лет. Причём эти люди совершенно разные – и по складу ума, и по характеру, в колледже собирается целый мир в миниатюрном размере. И вам предстоит учиться в одной из многонациональных «стран» этого мира. Как влиться в новый коллектив студенту? Как преподнести себя людям? Причём не думайте, что это только ваша проблема. Об этом думает каждый первокурсник, который садиться за столы с неизвестными ему людьми.
А сейчас, хочется тебе рассказать, что нужно делать и чего делать не стоит, что бы благополучно влиться в коллектив, стать его частью.
ИТАК:
- По одёжке встречают… Одеваемся так, чтобы вызвать к себе симпатию (будьте привлекательными).Люди всегда сначала оценивают глазами. Причём это делают очень категорично. Хотите произвести на коллектив благоприятное первое впечатление – тогда одевайтесь не как попало. Достаточно просто выглядеть привлекательно и опрятно, чтобы вас сразу же не забраковали. Если вас сразу забракуют, то для того чтобы показать коллективу, что вы нормальный парень/девушка, потребуется очень много времени. Соответственно и общаться с вами будет меньше народа, т.к. вы будете в категории непривлекательных. Что поделать, так решает коллектив. Заметьте – не кто-то один (пока что у вас нету лидера в коллективе — рановато), а ваши одногруппники в целом. Закон джунглей своего рода.
- Не показывайте свой характер с первых дней учёбы. Первые недели держим свой буйный характер в узде. Если вы импульсивная личность, которая всегда рвала и метала в школьные годы, то на первых порах не стоит «зажигать толпу». Вы поймите, что люди, которые только недавно встретились, не любят, когда кто-то сразу же начинает командовать. Так что не баламутьте воду раньше времени, дайте людям возможность немного освоиться на новом месте. Не все же способны моментально начать общение с новыми людьми. Некоторым для этого требуется определённый промежуток времени, причём существенный (месяц и даже больше). Если же вы чуть ли не в первые дни начнёте вести себя как хозяин на новом месте, то ожидайте защитной реакции от коллектива. Скорее всего, вас окрестят «выскочкой» и так же, как и в случае с одеждой, запишут в список «гадких». Вам это нужно? Конечно же, нет!
- Вступайте в контакт с наибольшим количеством человек. Для того чтобы поскорее обзавестись поначалу хотя бы знакомыми, а уж потом может быть и друзьями, конечно нужно уметь первым идти на контакт с окружающими. Некоторые люди просто бояться первыми вступать в разговор с неизвестными им людьми. Поэтому, если вы хотите как можно быстрее освоиться в новом коллективе сами начинайте разговор. Причём поводом может быть что угодно. Так же не забывайте, что чем больше человек с вами поговорит, тем быстрее вы прозондируете почву, т.е. определите, кто есть кто и с кем вам будет более комфортнее. Так как вы вряд ли знали кого-то раньше, поэтому не стоит никого обделять своим вниманием. Пусть даже человек будет с виду не очень привлекательным, для вас это не должно быть главным. Разговаривайте на разные темы с разными людьми, и через небольшой промежуток времени вы обзаведётесь новыми знакомыми. Чем больше новых друзей вы заведёте, тем быстрее пойдёт процесс сплочения вашего коллектива.
- По уму провожают. После того, как первые напряжённые дни уйдут в прошлое, начнётся размеренная студенческая жизнь. Однако человек так устроен, что ему всегда хочется чего-то больше, чем он сейчас обладает. Вот вы обзаведётесь новыми знакомыми, кажется – чего ещё нужно? Правильно, хочется, чтобы вас все ценили и уважали, заслужить авторитет. Что нужно сделать для того, чтобы вы стали кем-то большим, чем просто член коллектива студентов? Да ничего, в принципе, сверх выдающего, нужно просто сделать что-то полезное для людей (например, узнайте всем расписание на следующий день). Делая мелкие, но полезные дела для коллектива, вы создаёте себе репутацию человека-дела. А таких людей, как известно, очень уважают и ценят в любом коллективе.
- Я – это я, ты – это ты. Самое разумное решение во всех житейских ситуациях – оставаться собой. Не старайтесь кому-то специально понравиться и казаться не тем, кем являешься на самом деле. Рано или поздно ваша сущность «вылезет» наверх, и окружающие разочаруются. Пусть изначально понимают все, и ты в их числе, что нет совершенных людей.Ты такой, какой есть. Ты – молодец!
- Помните о цели. Когда ты поступал, то преследовал определенную цель – хотел стать профессионалом, продолжить свое образование дальше. Не отвлекайтесь! Главная задача – получение знаний. Старайся подчинить свое общение с сокурсниками и преподавателями основной цели.
- Правильный совместный быт. Если ты поселился в общежитии и начал совершенно новую жизнь вдали от родителей, то будь вежлив, чистоплотен и внимателен к интересам других. Для построения хороших соседских отношений этого достаточно.
- Если твои соседи балагурят.Впервые оказавшись на «свободе» без родительского контроля, некоторые новоявленные студенты попытаются пуститься во все тяжкие. Если у тебя завелся «веселый» сосед, ты имеешь полное право на него пожаловаться, потому что он не заботится о твоих чувствах, и ты тоже не должен переживать за последствия его поступков (но до этого попробуй решить этот вопрос с ним лично - поговори.)
- Отношения с преподавателями – иллюзия свободы. Вам больше не задают каждый день и не проверяют, как вы поняли материал. Это не значит, что можно пропускать лекции и не готовиться практическим занятиям. Помните – в конце каждого семестра вас ждут зачеты и экзамены.
- Неуверенность в себе. Если тебе трудно, неуютно и возникает чувство тревоги, обратись к психологу. Не стесняйтесь!
ОБЩИЕ СОВЕТЫ ПО АДАПТАЦИИ В КОЛЛЕДЖЕ
- Не теряйтесь - в первые дни и даже недели учебы вы, вероятно, будете чувствовать растерянность, а то и подавленность. Это неприятное, но совершенно нормальное состояние, связанное с адаптацией к новой обстановке. Возьмите себе за правило выходить из дома/общежития минут на 10-15 раньше, чем того требует время на дорогу в колледж.
- Не опаздывай - не будешь излишне нервничать, извиняться, чувствовать себя неловко.
- Разведай обстановку - узнай, где находится администрация колледжа, попроси куратора рассказать о структуре колледжа (заместители директора, заведующая отделением, учебная часть, библиотека, педагог-психолог, социальный педагог, библиотека и т.д ), графиках их работы, если не запомнил, переспроси, а в свободное время от занятий пройдись по зданию, почитай названия кабинетов, лабораторий. Это поможет потом оперативно решать разные вопросы.
- Расписание - в первый же день найди расписание занятий, разберись с особенностями, перепиши/сфотографируй его. Помни, что в отличие от школьного, расписание в колледже может меняться часто, поэтому не ленись заглядывать в него каждый день.
- Не забывай о сайте колледжа, там ты можешь не только получать информацию по учебному процессу, но и следить за общественной жизнью колледжа.
- Запасись достаточным количеством тетрадей. На обратной стороне обложки запишите фамилию, имя и отчество преподавателя, название предмета, и хорошо все выучи.
- Позаботься о том, чтобы в сумке всегда лежали «про запас» 1-2 ручки. Полезно на парах иметь при себе ручку красного или зеленого цвета или цветной маркер – с их помощью вы сможете по ходу дела подчеркивать наиболее важные формулы и определения, ставить памятные знаки на полях и т.д.
- Как можно быстрее научись конспектировать лекции. Разработай систему символов и понятных тебе сокращений. Все символы вместе с расшифровкой запиши на обратной стороне тетрадной обложки. Оставляй в тетради поля для дополнительных заметок. Помни, что лекция – не диктовка, записывай лекцию в виде тезисов.
- Настройся на то, что подготовка к сессии начинается …. с первого занятия. Перед очередной лекцией не ленись хотя бы бегло просмотреть конспект предыдущей. Выясни, много ли осталось совершенно темных мест. Если прояснить их не удается даже с помощью учебника, не стесняйся обратиться к преподавателю.
- Не позволяй себе пропускать занятия! Помните, обычно хорошо запоминаются именно недобросовестные студенты, и, как правило, им припоминаются все «грехи» во время первой же сессии, кроме того вас ждет «наказание в виде отработки».
- Живи по принципам позитивного восприятия окружающего. Для некоторых первокурсников привыкание к новой жизни проходит довольно болезненно. Особенно для приезжих, сталкивающихся с бытовыми трудностями. Тем не менее, не растрачивайте силы на лишние переживания. Начался новый этап вашей жизни, который станет надежным трамплином для профессиональных и личных свершений.
- В колледже ты сможешь найти себе дело по душе: заняться общественной работой, наукой, танцами, пением, стать организаторами студенческих мероприятий, совершенствовать себя в каком-либо виде спорта. Помни, первый год обучения – самый важный. На первом курсе нужно как можно больше сил и времени отдавать учебе, чтобы в последующем иметь возможность спокойно, безболезненно сочетать учебу с личной жизнью, досугом и другими сферами жизни.
ВЛИВАЙСЯ И РАЗВИВАЙСЯ! ВЕРЬ В СВОИ СИЛЫ !!!
Республика Беларусь, г. Гродно, 230015, ул. М. Горького, 84
Телефон: +375 (152) 39-84-43, факс: +375 (152) 39-84-28
E-mail: tk@grsu.by