Педагогическая мастерская

19 ноября состоялась педагогическая мастерская. Организовала и провела преподаватель Варнель Маргарита Викторовна.


Педагогическая мастерская состояла из двух этапов:
Первый этап – открытый урок;
Второй этап - методика самоанализа современного урока: метапредметный подход.
Варнель Маргарита Викторовна методически грамотно организовала и провела учебное занятие:

- тема учебного занятия «Классификация бетонов».

- тип учебного занятия : урок изучения нового материала.

Тема «Классификация бетонов» является первой темой раздела «Бетоны» предмета «Строительное материаловедение». На её изучение отводится 2 часа.

Учебное занятие состоит из восьми этапов, время на реализацию каждого из них распределено с учетом задач, поставленных на каждом из этих этапов.

Все требования учебной программы по теме «Бетоны» получили отражение в содержании проведенного учебного занятия.

Группа в которой проводилось учебное занятие является слабой по успеваемости. Учащиеся не имеют хорошо развитой механической памяти, большинство не обладает развитыми коммуникативными компетенциями, но способны взаимодействовать в группе. Неконфликтны. В группе четыре человека, которые имеют достаточно прочные знания по предмету. В группе риска находятся остальные учащиеся. Причина плохой успеваемости в низкой учебной мотивации. Поэтому на уроке запланирована и проведена групповая работа, подготовлены дифференцированные задания базового и повышенного уровня для учащихся с разными уровнями учебных достижений и мотивации к обучению. Сильные учащиеся взяли на себя руководящую функцию в сформированных группах. При планировании учебного занятия было учтено то, что учащиеся не очень хорошо идут на контакт с преподавателем, среди подгрупп есть учащиеся которые могут активно высказывать свое мнение.

Исходя из темы, поставлены цели урока: сформировать предметные результаты, такие как:

- знания о бетонах: их составе, классификации по назначению, области их применения.

- подбор видов бетонов для конструкций различного назначения.

На уроке планировалось создать условия для формирования следующих метапредметных образовательных результатов:

  1. Развитие навыков взаимодействия в команде:

- определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;

- умение взаимодействовать в различных организационных формах диалога «Учащийся-учащийся», «Учащийся-преподаватель»: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности.

  1. Развитие навыков аналитического мышления:

- умения анализировать, составлять объективные выводы, аргументировать их, четко и кратко излагать свои мысли;

Для актуализации знаний по теме использовался в форме фронтального опроса прием «Теплый обзвон». Фронтальный опрос — это форма работы на уроке, при которой преподаватель устно опрашивает группу. С помощью фронтального опроса можно контролировать то, как учащиеся усвоили тему, возвращаться к ранее пройденному материалу и создавать ситуации успеха для учащихся.

«Холодный обзвон» дал бы возможность проверить уровень знаний именно того учащегося, который вызывает у меня беспокойство. Но в этой группе такой опрос превратился бы в карательную меру и увеличил уровень стресса учащихся, поэтому для создания благоприятной атмосферы на занятии я опрашивала только тех, кто мог ответить на поставленный мной вопрос. Хочу обратить внимание, что я не ставила перед собой цель проверить знания по теме, моей задачей было напомнить пройденный материал всей группе.

Для мотивации и стимулирования деятельности учащихся был использован прием «Привлекательная цель», относящийся к проблемному обучению. Так как группа низкомотивированная на обучение, то что бы их заинтересовать мной ставились интересные и удивительные вопросы. Своеобразная уловка: гидротехнический бетон – не интересно, а корабль из бетона – удивительно, и желание узнать поплывет ли он стимулирует учащихся выполнять учебное действие, которое планирует преподаватель.

При изучении нового материала использовался прием «Свой-чужой» проблемного обучения. Этот прием позволяет актуализировать субъективный опыт и использовать его в ходе выполнения работы и представления ее результатов.

Для актуализации субъективного опыта так же использовался прием «Резюме» частично-поискового обучения. Представление самой важной информации в кратком виде стимулирует у учащихся необходимость проанализировать материал, сделать по нему выводы.

Для получения реального представления о составе бетона и разницы между бетоном и бетонной смесью был использован прием «Эксперимент» эвристического обучения. При его применении идет обогащение памяти учащегося (один раз сделать самому эффективнее, чем много раз услышать), активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и обобщения. Развивается речь учащегося, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, сформулировать выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Он важен и для формирования собранности, организованности, ответственности для достижения определенного результата.

Групповая работа при выполнении этих заданий вынуждает учащихся аргументировать свое мнение. А представление результатов работы учит четко и кратко излагать свои мысли.

Для закрепления пройденного материала учащимся предложены практико-ориентированные задания, целью которых было не только закрепить пройденный материал, но и показать его связь с жизнью. Это активизирует интерес к предмету и, следовательно, способствует повышению качества знаний, расширению кругозора.

Методические приемы используемые Маргаритой Викторовной способствовали эффективному решению дидактических задач занятия,  были созданы оптимальные условия для развития мыслительной деятельности учащихся, для формирования умений самостоятельной работы, был реализован принцип единства обучения, развития и воспитания обучающихся.

Сайт президента РБМО РБ РИПО ГрГУ Детям об армии Детский правовой сайт Детский правовой сайт

Республика Беларусь, г. Гродно, 230015, ул. М. Горького, 84
Телефон: +375 (152) 39-84-43, факс: +375 (152) 39-84-28
E-mail: tk@grsu.by