Семинар «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»
27 апреля 2017 года состоялся СЕМИНАР «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»
провела семинар преподаватель Тюнюкова Елена Викторовна
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Дай мне сделать самому - и я научусь».
Конфуций
Работодатели хотят, чтобы будущий специалист обладал стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владел новыми технологиями, умел принимать самостоятельные решения, адаптировался в профессиональной сфере, решал проблемы и работал в команде.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства является профессиональное становление учащихся с использованием практико-ориентированных технологий обучения.
Существует три модели практико-ориентированного подхода:
- Формирование профессионального опыта учащихся при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практик (Ю. Ветров, Н. Клушина).
- Моделирование фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей изучения профильных и непрофильных дисциплин (Т.Дмитриенко, П. Образцов).
- Образование направляется на приобретение кроме знаний, умений, навыков опыта практической деятельности с целью достижения профессионально- и социально- значимых способностей (деятельностно-компетентностный подход) (Ф.Г. Ялалов).
В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности.
Цель практико-ориентированного обучения:
- развитие познавательных потребностей,
- организация поиска новых знаний,
- повышение эффективности образовательного процесса.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использованияпри решении жизненно важных задач и проблем.
Принципы организации практико-ориентированного обучения:
- мотивационное обеспечение учебного процесса;
- связь обучения с практикой;
- сознательность и активность учащихся в обучении;
- деятельностный подход.
Практико-ориентированные технологии:
- технология интерактивного обучения;
- технология критического мышления;
- проектная технология;
- технология проблемного обучения;
- технологии модульного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии и т. д.
Практико-ориентированная технология обучения позволяет учащегося из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.
Происходит изменение статуса преподавателя: транслятор (передатчик) информации превращается в менеджера учебного процесса.
Практико-ориентированные технологии предполагают переход от оценивания знаний преподавателем к совместному оцениванию с учащимся.
Практико-ориентированная технология
- способствует качественной профессиональной подготовке выпускников;
- учит учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Такое умение называется функциональной грамотностью. Она определяет базовое качество подготовки людей к жизни и труду.
Практико-ориентированное обучение предполагает:
- освоение учащимися учебной программы не в аудитории, а в реальных условиях, выполнение реальных практических задач в учебное время (укомплектованные современным оснащением лаборатории и учебные кабинеты);
- наличие в колледже мест, площадок для профессиональной занятости студентов, с целью выполнения ими реальных задач (укомплектованные современным оборудованием мастерские);
- практическая деятельность с участием профессионалов этой деятельности (высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения).
Содержание практико-ориентированного обучения:
Теоретическая часть: лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, имитационные занятия, совместные занятия с приглашенными специалистами-практиками.
Практическая часть: практические и лабораторные работы, деловые и ролевые игры, экскурсии и занятия на производстве, учебная и производственная практики.
Самостоятельная работа: опережающие задания, курсовое и дипломное проектирование, работа в библиотеках и в компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио.
Участие учащихся в проектах, в том числе разработанных совместно с преподавателями колледжа и специалистами предприятий и организации.
Практико-ориентированное обучение осуществляется с участиемспециалистов-практиков и с активной поддержкой работодателей.