Уважаемые абитуриенты, приглашает Вас 6 апреля в 12.00 на день открытых дверей Технологического колледжа. Выберите свое будущее вместе с нами!

Семинар – практикум «Ситуационные задачи. Конструирование и применение»

4 декабря 2019 года в колледже  состоялся семинар – практикум «Ситуационные задачи. Конструирование и применение» организовала и провела преподаватель Варнель Маргарита Викторовна.

Цель семинара развитие профессионального личностно-ориентированного проблемного мышления, активной творческой позиции преподавателей, умеющих видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;создание условий для самообразования и самосовершенствования педагогов; презентация педагогического опыта по формированию у учащихся положительной мотивации к обучению.

 

Преподаватель Варнель Маргарита Викторовна познакомила участников семинара с методологией конструирования и применения ситуационных задач.

Качество современного образования раскрывается через качество его результатов и условий, созданных для достижения результатов. Важнейшим ресурсом обновления содержания обучения являются ситуационные задачи, позволяющие обучающимся решать жизненные проблемы с помощью дисциплинарных знаний, которые относятся к понятию методических ресурсов. Они позволяют представить предметные и метапредметные результаты образования в комплексе умений и навыков, основанных на знаниях за счёт усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией.

Ситуационная задача учит обучающегося мобилизовать имеющиеся знания и опыт, своё настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах – то есть быть компетентным, что соответствует требованиям образовательного стандарта.

Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс – научить учащихся:

  • отбирать информацию;
  • сортировать ее для решения заданной задачи;
  • выявлять ключевые проблемы;
  • искать альтернативные пути решения и оценивать их;
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, учащиеся в процессе решения ситуационной задачи:

  • развивают коммуникативные навыки;
  • получают презентационные умения;
  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
  • приобретают экспертные умения и навыки;
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
  • изменяют мотивацию к обучению.

Ситуационные задачи – это как раз те задачи, которые позволяют учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка (в соответствии с таксономией целей К. Блума).

Таким образом, в основе ресурсов повышения качества образования лежит психологический закон усвоения знаний - знания формируются в сознании субъекта учения не до, а в процессе применения их на практике.

Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания. Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно – значимых проблем на деятельностной основе.

Маргарита Викторовна предложила схему создания ситуационных задач.

На втором этапе семинара преподавателям было предложено практически попробовать решить ситуационную задачу.

Ситуационные задания выполнялись индивидуально,  в парах или в группах. В группе роли распределились следующим образом: спикер (лидер), генератор идей, секретарь, оппонент, информатор.  Независимо от того, какая форма работы при выполнении ситуационной задачи используется, на каждого участника велась карточка для оценивания выполненных заданий. Карточка представляла собой матрицу оценивания выполненных участником заданий. Проанализировав матрицу выполнения ситуационных заданий, педагог делает вывод о сформированности навыков решения практических проблем и соответствующих умений,  дает рекомендации о том, на что обратить внимание.

Ситуационные задачи направлены на выявление и осознание способа деятельности. Эти задачи можно использовать на различных этапах урока: первичное усвоение знаний, применение и закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний.

Маргарита Викторовна обратила внимание, что ситуационная задача не может быть ежедневным, даже еженедельным инструментом обучения. В рамках одной дисциплины в течение учебного года таких задач может быть от 3 до 5 и лучше в следующем порядке: первая – мотивационная (в начале года), которая привлечёт интерес к дисциплине; вторая, третья, четвертая - обучающая (в течение года), которая обучает методу решения ситуационных задач и базируется на «основных» темах курса; пятая – оценочная (в конце года), которая показывает способность учащегося самостоятельно решать проблемы в реальной жизненной ситуации.

Сайт президента РБ МО РБ РИПО ГрГУ Детям об армии Детский правовой сайт Детский правовой сайт

Copyright © 2014-2022. Технологический колледж УО ГрГУ им. Я. Купалы